Страдивари-ансамбль Мариинского театра — коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных величайшими итальянскими мастерами. Ансамбль был основан в 2009 году по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева. В настоящее время в состав коллектива входит более 20 человек. Все они – лучшие исполнители, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Каждый из инструментов, на которых играют музыканты Страдивари-ансамбля, является шедевром со своей собственной историей, полной удивительных событий. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря красивейшим тембрам работ Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.
Творения Николо Амати, одного из основателей знаменитой кремонской школы, отличает нежный, очень певучий тембр. Этот мастер создал оригинальную модель «Гранд Амати», которая сохранила «фирменную» мягкость звучания, но обрела более богатый и глубокий тембровый колорит. Сейчас подлинных работ Николо Амати осталось крайне мало, и все они ценятся чрезвычайно высоко.
Гениальный ученик Амати, Антонио Страдивари, продолжил совершенствовать конструкцию творений своего учителя. Добиваясь самого певучего и гибкого звучания, он сделал форму инструментов более изогнутой, уделял много внимания их украшению. Величайшие работы так называемого «золотого периода» (1698-1725 гг.) отличаются великолепной отделкой и изумительным по красоте тембром, напоминающим нежный женский голос.
Среди инструментов Страдивари-ансамбля есть и образцы другого знаменитого ученика Амати – Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Звучание его творений отмечено особой силой и одухотворенностью, знатоками они ценятся даже выше, чем инструменты Страдивари. Так, любимая скрипка Паганини была от Гварнери: легендарный музыкант назвал ее «Пушка» (Cannone) за невероятную мощь звука. Работу Гварнери предпочитали Анри Вьетан (в настоящее время его скрипка является самым дорогим струнным инструментом с рекордной стоимостью в 18 миллионов долларов), Эжен Изаи, Фриц Крейслер.
Тембр инструментов Джованни Баттиста Гваданини – мастера, работавшего при дворах различных итальянских аристократов, − отличает исключительное благородство звучания. Особой ценностью обладают виолончели Гваданини, модель которых он разработал в процессе сотрудничества с блестящим виолончелистом Карло Феррари, одним из самых знаменитых виртуозов своего времени.
Маттео Гофриллер, основатель венецианской школы смычковых инструментов, также наиболее прославился мастерством изготовления виолончелей. С виолончелью работы Гофриллера выступал Пабло Казальс.