Владивосток, Приморская сцена, Большой зал

Римский-Корсаков – 180


«Театральное предисловие» за час до начала концерта

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Лев Клычков (скрипка)
Алена Диянова (сопрано)
Ольга Жарикова (сопрано)
Алина Михайлик (сопрано)
Мингиян Оджаев (тенор)
Алексей Репин (баритон)
Евгений Плеханов (бас)
Хор и Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра
Дирижёр — Павел Смелков

В ПРОГРАММЕ:
I отделение
Симфоническая сюита «Шехеразада», соч. 35

II отделение
Кантата «Свитезянка» для сопрано, тенора, смешанного хора и оркестра, соч. 44 (слова Адама Мицкевича в переводе Льва Мея) 

Ариозо «Анчар» на слова Александра Пушкина для баса и оркестра, соч. 49 № 1

«Редеет облаков летучая гряда…» (слова Александра Пушкина), соч. 42 № 3 (инструментовка Павла Смелкова)

Два дуэта на слова Аполлона Майкова, соч. 52
1. Горный ключ
2. Ангел и демон (инструментовка Павла Смелкова)

Два романса на слова Аполлона Майкова, соч. 56
1. Нимфа
2. Сон в летнюю ночь

«Испанское каприччио», соч. 34

О концерте

Симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова «Шехеразада», вдохновлённая сказками «Тысячи и одной ночи», почти сразу после премьеры под управлением автора (в ноябре 1888 года) обрела популярность, которую сохраняет и по сей день во всём мире. «Шехеразада» — яркий образец «русского Востока» в музыке, блестяще оркестрованное драматическое повествование. Композитор с тонким мастерством изображает величественную картину морской стихии, батальные, любовные и праздничные сцены, соединяя их сквозной темой рассказа Шехеразады, которую исполняет солирующая скрипка.
Оркестр «Шехеразады» звучит красочно и богато — сольные эпизоды есть не только у скрипки, но почти у всех инструментов. Во II части тему рассказа Календера играет фагот, а затем гобой; там же, в среднем разделе (картина битвы) звучат воинственные реплики труб и тромбонов, в III части кларнет в сопровождении малого барабана исполняет кокетливую танцевальную мелодию, характеризующую юную царевну. Композитор, впрочем, призывал не искать в своей музыке конкретного сюжета и иллюстраций к нему, поэтому при переиздании даже снял программные заголовки частей. «При сочинении “Шехеразады”… я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого», — писал он.
Позднее «Шехеразада» пленила европейскую публику «Русских сезонов», получив воплощение на балетной сцене в хореографии Михаила Фокина.
Владимир Хавров

Ариозо «Анчар — древо смерти», написано на стихи Александра Пушкина и посвящено Фёдору Стравин­скому — выдающемуся басу, солисту Мариинского театра. Через несколько лет его сын Игорь станет учеником Римского-Корсакова и своей славой как композитора в будущем затмит отца. Изначально сочинение было написано для исполнения в сопровождении фортепиано, но в 1906 году  композитор сделал оркестровку.
Наталья Рогудеева

Поздние романсы Римского-Корсакова, к которым относятся и два дуэта на слова Майкова, занимают особое положение не только в наследии ком­позитора, но и в обширном фонде всей русской вокальной лирики. Их от­личительное свойство — принципиально новый подход к воплощению поэ­тического текста. Ранее Римский-Корсаков сочинял романсные мелодии по инструментальным законам, лишь в общих чертах связывая с содержанием: здесь же они тесно спаяны со словом и подчёркивают его выразительность. Партия сопровождения становится органичной частью художественного образа, подчас достигая рахманиновской виртуозности и полноты звуча­ния.
«Испанское каприччио» является одной из величайших творческих удач Римского-Корсакова. Оно блестяще продолжает тему Испании в русской музыке, идущую от симфонических увертюр Глинки. С пре­дельным совершенством раскрывая выразительные возможности всех ин­струментов оркестра, эта партитура выходит далеко за рамки виртуозного симфонического этюда, превращаясь в увлекательное музыкальное пове­ствование о народном быте и ярком очаровании южной природы.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

© 2016 – 2024
Мариинский театр
Справочная служба Приморской сцены
+7 423 240 60 60
tickets-prim@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)